.
Собрание интересных и полезных материалов по множеству направлений — без ограничений в темах.
Позвонить: +7 (384) 445-09-33Настоящая информация предназначена для размещения на официальном сайте Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств в Интернете в соответствии с решением Координационного совета по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете Содружества Независимых государств, принятом на VI заседании Координационного совета в сентябре 2009 года
I. Система регулирования бухгалтерского учета и отчетности
Раздел 1. Органы регулирования бухгалтерского учета и отчетности
Наименование органа регулирования
Наименование и дата акта, которым предоставлено право регулирования
Краткое описание основных полномочий по регулированию
Государственные органы
Закон о бухгалтерском учете
№ 113-XVI от 27.04.2007
a) обеспечивает применение единой политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
b) несет ответственность за своевременное обновление МСФО и их опубликование в соответствии с законом;
c) несет ответственность за приведение положений НСБУ в соответствие с имеющими силу положениями МСФО в течение трех лет после вступления в силу Закона о бухгалтерском учете;
Закон о бухгалтерском учете
№ 113-XVI от 27.04.2007
а) разрабатывает, рассматривает, утверждает и публикует:
- Национальные стандарты бухгалтерского учета;
- Национальные стандарты бухгалтерского учета в публичном секторе;
- комментарии по применению Национальных стандартов бухгалтерского учета и Национальных стандартов бухгалтерского учета в публичном секторе;
- Кодекс профессионального поведения аудиторов и бухгалтеров;
- положения, инструкции, методические указания, правила и комментарии;
- Общий план счетов бухгалтерского учета;
- образцы первичных документов, бухгалтерские регистры, финансовые отчеты и методологические нормы по их составлению и использованию;
b) представляет интересы Республики Молдова в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности в международных организациях;
c) создает рабочие группы по разработке нормативных актов, предусмотренных пунктом а) настоящей части;
d) предоставляет субъектам методологическую помощь по проблемным аспектам бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Информационная служба финансовых отчетов
Закон о бухгалтерском учете
№ 113-XVI от 27.04.2007
a) принимает, проверяет и обобщает финансовые отчеты;
b) обеспечивает представление информации, содержащейся в финансовых отчетах всем категориям пользователей, включая общественность;
c) осуществляет надзор за соблюдением субъектами нормативных актов по бухгалтерскому учету, касающихся формы финансовых и годовых отчетов, сроков и порядка их составления и представления;
d) предоставляет консультации и организует семинары для субъектов по применению законодательных и иных нормативных актов, относящихся к составлению и представлению финансовых отчетов;
е) публикует финансовые отчеты в специализированном официальном издании или помещает на своей официальной странице в сети Интернет.
Национальный банк Молдовы,
Национальная комиссия по ценным бумагам
Закон о бухгалтерском учете
№ 113-XVI от 27.04.2007
Уполномочены требовать дополнительных раскрытий и представлений годового отчета, которые не должны ограничивать выбор, предусмотренный стандартами бухгалтерского учета, или изменять интерпретацию таковых; запрашивать специфические отчеты для определенных целей, в том числе для осуществления пруденциального надзора, в дополнение к требованиям, предусмотренным в стандартах бухгалтерского учета.
Центральные отраслевые органы публичного управления и органы местного публичного управления
Закон о бухгалтерском учете
№ 113-XVI от 27.04.2007
Уполномочены, с утверждения Министерства финансов разрабатывать в соответствии со стандартами бухгалтерского учета и другими нормативными актами специфические для определенных отраслей, областей и секторов деятельности нормы бухгалтерского учета, за исключением таковых, относящихся к финансовым отчетам.
Негосударственные органы
Закон о бухгалтерском учете
№ 113-XVI от 27.04.2007
a) представляют профессиональные интересы своих членов;
b) сотрудничают с другими ассоциациями и профильными неправительственными организациями Республики Молдова и из-за рубежа;
c) разрабатывают и предлагают для утверждения компетентным органам проекты нормативных актов в области бухгалтерского учета, программы непрерывной профессиональной подготовки бухгалтеров;
d) разрабатывают и внедряют свои профессиональные правила в соответствии с требованиями национального законодательства и Международной федерации бухгалтеров;
e) проводят сертификацию бухгалтеров в соответствии с требованиями Международной федерации бухгалтеров.
Раздел 2. Законодательство о бухгалтерском учете и отчетности
Краткое описание законодательства о бухгалтерском учете и отчетности, перечень основных законодательных актов (с указанием по каждому акту наименования, даты принятия, даты вступления в силу, цели, предмета регулирования и главных вопросов). В случае, если вопросы бухгалтерского учета и отчетности регулируются не законами, а, например, актами президента или правительства, указывается та же информация, что и для законодательства
Цель Закона о бухгалтерском учете № 113-XVI от 27.04.2007 вступивший в силу с 1 января 2008 г., состоит в установлении правовой базы, единых требований и механизма регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Молдова.
Данный закон определяет:
регулирование и организацию бухгалтерского учёта,
бухгалтерский учёт в государственном казначействе и публичных учреждениях,
составление и представление финансовых отчётов,
·применение стандартов бухгалтерского учета:
а) в соответствии с МСФО - субъектами публичного интереса имеющие существенное значение для общества исходя из сферы (вида) деятельности или своего размера либо численности работников, клиентов, являющийся финансовым учреждением, инвестиционным фондом, страховой компанией, негосударственным пенсионным фондом, коммерческим обществом, акции которого котируются на Фондовой бирже Республики Молдова;
b) на основе МСФО или НСБУ – субъектами применяющие полную систему бухгалтерского учета путем двойной записи, иные чем публичные учреждения и субъекты составляющие финансовые отчёты в соответствии с МСФО;
c) в соответствии с НСБУ – субъектами применяющие упрощенную систему бухгалтерского учета путем двойной записи
d) в соответствии с нормами, утвержденными Министерством финансов – субъектами применяющие простую систему бухгалтерского учета
Раздел 3. Стандарты бухгалтерского учета и отчетности(иные аналогичные акты)
Наименование стандарта (идентификационный номер (признак))
Регулируемая сфера бухгалтерского учета и отчетности
Проблемы применения стандарта
Основы формирования учетной политики и раскрытия ее важнейших положений, используемых при составлении и представлении финансовых отчетов предприятием
Правила оценки товарно-материальных запасов, определения их себестоимости и отражения в финансовых отчетах.
Состав затрат предприятий производственной, торговой деятельности и сферы услуг, расходов операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, а также чрезвычайных убытков.
Правила ведения бухгалтерского учета, составления учетных регистров и финансовых отчетов на предприятиях малого бизнеса.
Принципы подготовки и представления финансовых отчетов, позволяющих оценивать деятельность предприятия за предыдущий и текущий отчетные периоды и сравнивать его данные с данными финансовых отчетов других предприятий.
Особенности признания, измерения, учета и представления в финансовых отчетах биологических активов (животных и растений), используемых в сельскохозяйственной деятельности; полученных от их трансформации дополнительных биологических активов и сельскохозяйственной продукции; затрат и государственных субсидий, связанных с осуществлением сельскохозяйственной деятельности.
Информация о движении денежных средств предприятия по видам деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой.
Классификация, подготовка и бухгалтерское представление информации в Отчете о финансовых результатах, а также учет изменений бухгалтерских оценок, изменений учетной политики и исправлений существенных ошибок.
Состав затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, установления порядка их признания в качестве актива или расходов (затрат), а также порядка ведения учета подобных затрат.
Результат действия событий происшедших после даты составления финансовых отчетов, на финансовое положение предприятия и необходимость изменения информации, представленной в финансовых отчетах даты представления финансовых отчетов.
Определения и признания подрядных доходов, затрат и расходов, описание методики их учета, распределения по отчетным периодам и отражения в финансовых отчетах.
Методика учета подоходного налога предприятия. порядок определения постоянных и временных разниц, признания отсроченных налоговых активов и обязательств, раскрытия информации по подоходному налогу в финансовых отчетах.
Методика учета нематериальных активов, определение условий их признания, срока полезного использования, балансовой стоимости и стоимости возмещения, а также установление порядка начисления амортизации.
Обеспечение пользователей финансовых отчетов информацией об объеме деятельности, вкладе в прибыль и тенденциях развития отдельных сегментов многопрофильного предприятия. Уровень рентабельности, возможности развития, перспективы и будущие риски, связанные с инвестициями, могут значительно отличаться по промышленным и географическим сегментам. Необходимость сегментарной информации обусловлена тем, что пользователи не могут получить такие сведения из общей информации, представленной в финансовых отчетах.
Методика бухгалтерского учета долгосрочных материальных активов: основных средств, незавершенных материальных активов (капитальных вложений у застройщика),земельных участков, природных ресурсов. Определение момента их признания, балансовой и остаточной стоимости, сроков полезного функционирования, порядок начисления износа, методика бухгалтерского учета прочих уменьшений балансовой стоимости и выбытия активов.
Методика учета арендных операций лизинговых, имущественного найма у арендатора (лизингодателя) и арендодателя (лизингополучателя), установление порядка измерения, признания и отражения в финансовых отчетах арендных (лизинговых, имущественного найма) расходов и доходов
Методика учета доходов, получаемых в процессе финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Определение момента признания дохода.
Учет и представление информации относительно вознаграждения работникам.
Методика бухгалтерского учета государственных субсидий, полученных в разных формах - в виде финансовой помощи, технического снабжения, субсидий, премий, грантов, пособий и др.
Правила учета операций в иностранной валюте и порядка отражения курсовых разниц в финансовых отчетах.
Учет объединений предприятий, применяя метод покупки, а также представления информации по объединениям в финансовых отчетах.
Состав затрат по займам, установлении методики их учета, списания на расход, капитализации и отражения в финансовых отчетах.
Правила оценки операций между связанными сторонами и раскрытия информации о них в финансовых отчетах отчитывающегося предприятия.
Раскрытия порядка оценки инвестиций при их поступлении, выбытии и отражении в финансовых отчетах.
Способы ведения учета и составления отчетности об информации о пенсионных планах (фондах) и их отражения в финансовой отчетности.
Составления и представления консолидированных финансовых отчетов группы предприятий и отражения инвестиций в дочерние предприятия в отдельных финансовых отчетах головного предприятия.
Оценка инвестиций в ассоциированные предприятия.
Отражения доли участия в различных формах совместного предпринимательства, а также активов, обязательств, доходов и расходов совместно контролируемой предпринимательской деятельности в финансовых отчетах ее участников и инвесторов, независимо от структуры и формы такой деятельности.
Ведения учета и составления бухгалтерских регистров экономическими агентами, использующими простую систему учета.
Установление правил бухгалтерского учета сберегательно- заемных ассоциаций граждан и других учреждений, осуществляющих аналогичную деятельность, а также раскрытие информации в их финансовых отчетах.
Раздел 4. Иные акты регулирования бухгалтерского учета и отчетности, принятые уполномоченными органами регулирования бухгалтерского учета и отчетности
Наименование органа принявшего акт
Дата вступления в силу
1) Постановление Правительства Республики Молдова о применении Международных стандартов финансовой отчетности на территории Республики Молдова № 238
Правительство Республики Молдова
Субъектам публичного интереса применять Международный стандарт финансовой отчетности 1 "Первоначальное принятие международных стандартов финансовой отчетности", начиная с 1 января 2009 г., с обеспечением применения в последующие отчетные периоды Международных стандартов финансовой отчетности, изданных Комитетом по Международным стандартам бухгалтерского учета.
До применения Международных стандартов финансовой отчетности субъекты публичного интереса осуществляют бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность в соответствии с Национальными стандартами бухгалтерского учета.
Министерству финансов были переданы функции по:
инициированию переговоров с Комитетом по Международным стандартам по бухгалтерскому учету относительно принятия и внедрения Международных стандартов финансовой отчетности в Республике Молдова;
обновлению Международных стандартов финансовой отчетности;
опубликованию Международных стандартов финансовой отчетности в Официальном мониторе Республики Молдова и их размещению на официальной странице Правительства и Министерства финансов в сети Интернет;
дальнейшему опубликованию новых или обновленных стандартов;
приведению положений Национальных стандартов бухгалтерского учета в соответствие с положениями Международных стандартов финансовой отчетности.
2) Постановление Правительства Республики Молдова об утверждении Плана развития бухгалтерского учета и аудита в корпоративном секторе на 2009-2011 годы № 1507
Правительство Республики Молдова
Улучшения качества финансовой отчетности субъектов Республики Молдова, что существенно и положительно повлияет на национальную экономику.
План предусматривает достижение общей цели, которая состоит в улучшении качества финансовой отчетности местных субъектов по следующим национальным приоритетам:
1) Улучшение нормативной базы финансовой отчетности;
2) Укрепление главных учреждений, ответственных за финансовую отчетность;
3) Поддержка профессии аудитора;
4) Модернизация образования, профессиональной подготовки и информирования общественности.
План развития бухгалтерского учета и аудита в корпоративном секторе на 2009-2011 годы (в дальнейшем – План) является концептуальным документом, определяющим приоритеты развития бухгалтерского учета и аудита в Республике Молдова, и устанавливает необходимые меры и действия для достижения данных приоритетов.
Внедрение Плана будет способствовать снижению влияния теневой экономики благодаря борьбе с нелегальными сделками и коррупцией.
Улучшение базы финансовой отчетности требует отбора таких методов подхода, которые обеспечили бы, чтобы:
1) все нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, применяли идентичные определения, утверждали единые правила бухгалтерского учета, взаимно соотнесенные;
2) новые или уже существующие учреждения, ответственные за финансовую отчетность, развивались таким образом, чтобы они сотрудничали между собой и несли ответственность за разработку и внедрение регламентаций бухгалтерского учета и аудита;
3) все лица, ответственные за составление финансовых отчетов, аудиторы, органы по надзору и профессиональные ассоциации ускорили процесс усовершенствования знаний в данной области.
Внедрение Плана требует участия следующих основных учреждений:
1) Министерства финансов;
2) Национального банка Молдовы;
3) Национальной комиссии по финансовому рынку и Фондовой биржи;
4) Информационной службы финансовых отчетов при Национальном бюро статистики;
5) Совета по надзору за аудиторской деятельностью;
6) Министерства просвещения и молодежи;
7) высших учебных заведений в области бухгалтерского учета и аудита.
II. Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности
Раздел 5. Организация внедрения МСФО
План или программа внедрения МСФО в национальную экономику
1. Постановление об утверждении Плана развития бухгалтерского учета и аудита в корпоративном секторе на 2009-2011 годы № 1507 от 31.12.2008
2. Постановление о применении Международных стандартов финансовой отчетности на территории Республики Молдова № 238 от 29.02.2008
Государственные и негосударственные органы, уполномоченные исполнять план или программу внедрения МСФО в национальную экономику
1) Министерство финансов;
2) Национальный Банк Молдовы;
3) Национальная комиссия по финансовому рынку и ценных бумаг;
4) Информационная служба финансовых отчетов при Национальном бюро статистики;
5) Министерство просвещения и молодежи;
7) высшие учебные заведения в области бухгалтерского учета и аудита.
Период, в течение которого предполагается осуществить внедрение МСФО в национальную экономику
Раздел 6. Национальные стандарты бухгалтерской отчетности и МСФО
Национальные стандарты бухгалтерской отчетности разрабатываются на основе МСФО
Правительство несет ответственность за приведение положений НСБУ в соответствии с имеющими силу положениями МСФО в течение шести лет после вступления в силу закона.
Министерство финансов в шестилетний срок со дня вступления в силу закона разработает и утвердит НСБУ в соответствии с МСФО, а также другие нормативные акты, предусмотренные пунктом а) части (2) статьи 11, за исключением НСБУ для публичного сектора.
Основное содержание НСБУ должно соответствовать требованиям МСФО и в то же время учитывать требования действующего законодательства и нынешний уровень экономического развития местных субъектов. В НСБУ дополнительно будут содержать практические примеры и комментарии к применению положений стандартов.
МСФО признаются уполномоченным национальным органом в качестве национальных стандартов
МСФО применяются непосредственно без какого-либо признания национальным органом
Правительство несет ответственность за своевременное обновление МСФО и их опубликование в соответствии с законом. Стандарты и комментарии. обретающие силу в предусмотренные настоящим законом сроки, публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова и размещаются на официальной странице Правительства в сети Интернет. Предусмотренная ответственность распространяется также на новые или обновленные после вступления в силу настоящего закона стандарты.
Раздел 7. Акты, устанавливающие применение МСФО (в случае, если МСФО признаются или применяются непосредственно)
Акт (наименование, наименование органа, принявшего акт, дата принятия, дата вступления в силу)
Краткое описание основных положений акта
Постановление о применении Международных стандартов финансовой отчетности на территории Республики Молдова № 238 утверждено Правительством Республики Молдова 29.02.2008
С 1 января 2009 г., субъекты публичного интереса применяют МСФО 1 "Первоначальное принятие международных стандартов финансовой отчетности", с обеспечением применения в последующие отчетные периоды МСФО, изданных Советом по Международным стандартам бухгалтерского учета.
Закон о бухгалтерском учете № 113-XVI утверждён Парламентом Республики Молдова 27.04.2007, вступил в силу с 01.01.2009
Данный закон определяет:
· регулирование и организацию бухгалтерского учёта,
· бухгалтерский учёт в государственном казначействе и публичных учреждениях,
· составление и представление финансовых отчётов,
Приказ № 109 утверждён Министерством финансов 19.12.2009
Опубликования МСФО в соответствии с Соглашением между Министерством финансов и Комитета по МСФО о принятии и применении МСФО на территории Республики Молдовы .
Раздел 8. Организации, обязанные составлять отчетность по МСФО
Мы предоставляем площадку для быстрого доступа к разнообразной информации. Подборки формируются без привязки к узким тематикам, чтобы читатель всегда находил что-то интересное или полезное для себя.
Краткие сводки по темам, вызывающим наибольший интерес среди пользователей.
Тексты на повседневные, бытовые, региональные и популярные темы.
Собранные по схожести темы статьи и материалы разного характера.
Доступ к ранее опубликованным материалам и тематическим блокам.
📍 г. Кемерово, ул. Полезная, д. 21, офис 410
☎ +7 (384) 445-09-33
📧 info@site.ru
🕓 Приём писем: ежедневно, 08:00 – 22:00
Контент, размещённый на сайте, поступает из общедоступных источников и обрабатывается автоматически. Администрация не участвует в создании и проверке опубликованных материалов.
При наличии претензий по поводу авторских прав, обратитесь к нам по контактному адресу — мы оперативно отреагируем на обоснованное обращение.
Сайт не зарегистрирован как СМИ и не несёт ответственности за точность информации.